Автор Тема: О применении автоматизированных технологий контроля скорости автомобиля в РБ  (Прочитано 12786 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн umpel

  • Administrator
  • Сообщений: 9070
  • Расположение: Минск
  • Авто: HY G.S.Fe
  • Р/д: Omni RS-500
В Беларуси дорожно-патрульная служба для измерения скорости автомобиля использует устройства, произведенные в России. Наиболее распространенный универсальный доплеровский радар "Искра-1" выпускается в различных конструктивных и функциональных модификациях.

Все модели обеспечивают выбор самой быстрой цели из потока, совместимы с видеофиксатором и персональным компьютером. Измерение скорости из стационарного положения - наиболее распространенный режим работы. С прибором можно работать в автономном режиме без патрульного автомобиля. Две независимые ячейки памяти позволяют одновременно работать с двумя нарушителями. В каждой ячейке хранится информация о скорости и времени, прошедшем с момента фиксации нарушения. Время хранения данных в памяти - 10 минут.
"Искра-Видео" - комплекс радара с видеофиксатором "Кадр-1" для фиксирования изображения нарушителя и документирования факта превышения порога скорости. Комплекс "Искра-Видео" устанавливается в патрульном автомобиле и предназначен для контроля скорости движения транспортных средств, видеофиксации нарушений. Комплекс применяется сотрудниками Госавтоинспекции в качестве средства обеспечения доказательства факта нарушения ПДД.
Комплекс обеспечивает:
- видеофиксацию нарушений ПДД с фиксированием времени и даты;
- автоматическое внесение в кадр скорости движения, даты и времени, информации о режимах измерения, направлении движения цели;
- возможность работы во время движения патрульного автомобиля и в стационарном режиме;
- селекцию целей по направлению их движения;
- различимость номерного знака автомобиля при дальности до 100 метров;
- определение автомобиля-нарушителя в потоке автомобилей в результате просмотра последовательности зафиксированных кадров;
- визуальное наблюдение дорожной обстановки на экране ПК;
- сохранение кадров и полученных данных на жестком диске ПК;
- увеличение изображения, изменение контрастности и яркости кадров для лучшей читаемости номера;
- хранение базы данных нарушителей, сортировку и поиск по различным параметрам в базе данных, возможность вывода сохраненных кадров на печать.
В комплексах "Искра-Видео" используется портативный персональный компьютер (рабочая частота процессора - не менее 1,3 ГГц, объем оперативной памяти - не менее 256 Мб).
Измеритель скорости "Визир" - прибор нового поколения. Он не только измеряет скорость движущихся транспортных средств, но и позволяет делать фото- и видеозапись нарушителей, что считается неоспоримым доказательством при решении конфликтных ситуаций. Радар позволяет измерять скорость в стационарном и патрульном режимах на расстоянии не менее 400 м.
Измеритель скорости "Арена" устанавливается над контролируемой полосой движения, обычно на мосту, специальной ферме или других конструкциях на высоте 4-8 метров от дороги. Если необходимо контролировать несколько полос, "Арена" устанавливается над каждой из них, образуя рубеж контроля скорости. Все приборы объединяются в единую сеть. Фотографии с нарушениями могут передаваться в центр сбора данных с помощью проводной или радиосети. Возможен перенос данных на носителе информации (ноутбуке).
В настоящее время самыми распространенными моделями радаров, работающими на дорогах Беларуси, являются "Сокол" производства ЗАО "Ольвия" и "Искра-1" производства ООО "Симикон". Технические параметры приборов очень близки: 10 ГГц (Х-диапазон) и 24,15 ГГц (К-диапазон) соответственно. Эти радары выбирают самую быструю цель из движущегося потока в стационарном режиме и в движении. Данная особенность иногда приводит к конфликтам, так как реально доказать, что на табло высветилась скорость конкретного автомобиля, невозможно.
В подразделениях ДПС появляются новые модели радаров - "Беркут" и "Радис". Оба прибора гораздо компактнее предыдущих и имеют заметно больше сервисных функций, что играет немаловажную роль при их выборе.
"Беркут" работает на той же частоте, что и большинство современных радаров, - 24,15 ГГц, весит всего 600 г и потребляет не более 1 Вт. Подсветка экрана и кнопок управления позволяет использовать прибор в темное время суток. Важно, что "Беркут" способен фиксировать скорость как приближающихся, так и удаляющихся машин; можно отрегулировать и дальность его действия. Так же как и "Сокол", "Беркут" умеет отслеживать две цели.
"Радис" - компактный радар, новая разработка фирмы "Симикон", которая еще только рассматривается. "Беркут" уже используется в некоторых подразделениях ГАИ.
Измерительные системы и измерители скорости движения транспортных средств отнесены правовыми актами Республики Беларусь к следующим областям законодательной метрологии: "Обеспечение защиты жизни и охрана здоровья человека", "Проведение экспертиз" и "Охрана труда". Применение средств измерений, отнесенных к этим областям, допускается только после их поверки с установленной периодичностью юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу. В Беларуси такой интервал для рассматриваемых средств составляет шесть месяцев, в России - один год. На поверенные средства измерений наносят оттиск поверительного клейма или к ним прилагают документ о поверке в соответствии с законодательством страны-экспортера.
Точность всех инструментальных средств радаров и лидаров для измерения диапазона и скорости должна тестироваться с использованием оборудования, называемого генератором задержки, который также должен быть сертифицирован в соответствии с национальным метрологическим законодательством. Основная цель сертификации приборной базы - обеспечение гарантий, что измерения основываются на хорошей научной базе и инструментарии, которые делают их надежными. И если суду нужны доказательства этого, измерения должны прослеживаться до надежного источника.
Применяемые в Беларуси устройства измерения скорости "Искра-1", "Искра-1В", "Искра-1Д", "Искра-1 ДА 3082", "Сокол М-С", "Сокол М-Д 4822", "Беркут 2824", "Рапира 2825" прошли сертификацию в России. К сертификатам должна прилагаться методика поверки. Российские сертификаты на эти устройства, признанные Госстандартом Беларуси, ссылаются на следующие нормативные документы:
- ГОСТ Р 50856-90 "Измерители скорости движения транспортных средств. Общие технические требования. Методы испытаний";
- ГОСТ 22261-94 "Средства измерения электрических и магнитных величин. Общие технические условия";
- рекомендации МОЗМ МР-91 "Измерение скорости транспортных средств радарными приборами".
Эти документы носят самый общий характер. Результаты испытаний и утверждения типа первичной поверки средств измерений признаются при соблюдении следующих условий:
- испытания и поверки проведены относительно эталонов, признанных Международным бюро мер и весов;
- исследования средств измерений проведены в объеме, предусмотренном программой испытаний;
- по результатам испытаний утверждена методика поверки средств измерений;
- средства измерений, подвергнутые испытаниям, соответствуют требованиям распространяющихся на них нормативных документов;
- имеется сертификат или другой документ об утверждении типа средств измерения, выданный национальным органом страны-изготовителя;
- в эксплуатационных документах имеется методика поверки или ссылка на государственный стандарт или иной нормативный документ, по которому средства измерений этого типа поверяют в эксплуатации.
В национальной и зарубежной практике нормативные документы в области законодательной метрологии требуют, чтобы все устройства измерения скорости были сертифицированы национальным органом, однако в настоящее время национальных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для такой сертификации в Беларуси нет.

Законно-незаконно
Превышение разрешенной скорости движения - одно из самых распространенных нарушений ПДД. Это одна из основных претензий со стороны сотрудников ГАИ к водителям и в то же время один из самых распространенных видов фальсификации якобы имевших место нарушений. Именно это и обуславливает необходимость четкой и грамотной правовой позиции по этой категории дел.
Краткий обзор вопросов оценки достоверности измерения скорости движения транспортных средств и их юридической значимости для наложения административных взысканий на их владельцев позволяет выделить при использовании приборов измерения скорости движения автомобилей две важнейшие проблемы:
1) обеспечение достоверности показаний электронных приборов в реальных условиях, в частности измерения скорости транспортного средства в реальных дорожных условиях;
2) обеспечение защиты записей на машинных носителях, предъявляемых для осуществления правоприменения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Первая проблема должна решаться через исследование точности показаний приборов путем выделения полезного сигнала (реальной скорости транспортного средства) на фоне шума (воздействия различных факторов на физические процессы, лежащие в основе измерений). В настоящее время в республике проводится только метрологическая аттестация измерителей скорости, которая ограничивается их гигиенической аттестацией или проверкой точности реагирования на сигнал, генерируемый техническими средствами испытательной лаборатории производителя. Сертификаты на используемые в Беларуси российские радары, признаваемые Госстандартом Беларуси, ссылаются на устаревшие документы, не учитывающие совершенствование измерителей скорости и необходимость сертификации средств их контроля в национальной системе.
Необходима разработка правового документа, регламентирующего правила применения радаров и использования их данных в суде. Такой документ должен содержать требования к доказательствам корректности измерения скорости транспортного средства, в частности:
- оператор радарной установки должен пройти соответствующее обучение и иметь аттестат (сертификат) компетентности и опыт работы с радаром;
- необходимо свидетельство, как радар был установлен, и условия, в которых он использовался;
- необходимо обеспечить гарантии минимального искажения данных измерений от внешних воздействий (неоновый свет, линии электропередачи высокого напряжения, радиостанции высокой мощности и т.д.);
- тестирование радара на точность должно проводиться с настройкой вилки или в реальных условиях с использованием другого транспортного средства с калиброванным спидометром и др.
Вторая проблема должна учитывать тот факт, что новые радары с фото- и видеофиксацией являются электронным устройством, которое генерирует в один документ запись изображения автомобиля и скорость движения, дату и время, информацию о режимах измерения, направлении движения цели, другие характеристики. Получается, что этот документ является электронным. К тому же документ находится на машинном носителе - в памяти устройства контроля скорости или в подключенном к нему ноутбуке.
А если это электронный документ, то он подпадает под действие закона "Об электронном документе". Данный закон зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 января 2000 г. N2/132.
Электронный документ должен иметь определенную структуру, которая состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной. Общая часть электронного документа содержит информацию, составляющую содержание документа, в том числе информацию об адресате. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей.
Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.
Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на машинном носителе.
Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, бумажном либо ином отделимом от машинного носителя материальном объекте в доступном для визуального обозрения виде (без дополнительных технических приспособлений) и форме, понятной для восприятия человеком.
Электронная цифровая подпись получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи. Она позволяет гарантированно установить владельца сертификата ключа подписи (то есть сотрудника ГАИ, проводящего контроль скорости, и точный номер самого прибора фиксации скорости. Если дополнительно используется ноутбук, то можно установить и то, что документ о превышении скорости не был нарисован в "фотошопе" или как-то изменен сотрудником ГАИ), а также точно определить отсутствие искажения информации в электронном документе, и предназначена для удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа, и подтверждения подлинности и целостности электронного документа.
Подлинность и целостность электронного документа означает, что документ в действительности создан владельцем личного ключа подписи и что в данный документ не внесены изменения.
Юридическая сила электронной цифровой подписи, а следовательно, и электронного документа признается при наличии в информационных системах и сетях программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и надлежащим образом сертифицированных. Что позволит признавать электронный документ о превышении разрешенной скорости движения доказательством вины в судах. В настоящее время эти условия признания юридической значимости созданного радаром электронного документа не соблюдаются.
Электронный документ, удостоверенный электронной цифровой подписью, не только позволит обеспечить юридическую значимость записи измерения скорости, но и ограничит произвольное использование радара операторами, не имеющими прав и/или сертифицированных средств для генерирования такой подписи, так как электронный документ в этом случае не будет иметь юридической силы.
Необходимость корректного применения законодательства об электронном документе в области законодательной метрологии, к которой относится применение радаров, связана с необходимостью защиты информации, зафиксированной этими устройствами, от несанкционированного доступа и возможной модификации:
- параметров настройки блоков на конкретный режим работы;
- данных фиксации скорости движения транспортного средства;
- данных контролируемого объекта и др.
В настоящее время в применяемых в республике измерителях скорости транспорта нет средств защиты информации от умышленного искажения. Системы распознавания номеров, ведения баз данных, генерации документооборота радарных систем, поддерживаемые электронно-вычислительной техникой, не сертифицируются на соответствие требованиям защиты информации, что противоречит законодательству. Это, по нашему мнению, означает, что генерируемые ими записи и выдаваемые электронные документы не имеют юридической силы.
Поэтому возникает вопрос, волнующий многих автолюбителей: правомочны ли действия сотрудников ГАИ, которые используют современные комплексы радаров с фото- и видеофиксацией превышения скорости, если они не оборудованы системами формирования электронной цифровой подписи на каждый замер скорости и если это оборудование не прошло сертификацию в оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь на правильность формирования электронной цифровой подписи и правильность встраивания электронной цифровой подписи в электронный документ?


Эмма КРЮКОВА, ведущий научный сотрудник ГП "НИИ ТЗИ", водитель с 40-летним стажем.
http://www.abw.by/number/see_note/3953/&user_anons=1

 


џндекс.Њетрика